На главную    
    На главную Написать письмо
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
Экстер А.А. 1882 Белосток — 1949, Fontenay-aux-Roses, France
Экстер А.А.
  • Экстер (Григорович) Александра Александровна (1882 Белосток — 1949, Fontenay-aux-Roses, France).
  • Художница, выдающийся мастер русского и украинского авангарда, одна из основоположников «ар деко». Родилась в Белостоке 6 (18) января 1882 в семье коллежского асессора А.А.Григоровича («Экстер» – ее фамилия по мужу). В 1901–1903 и 1906 занималась в Киевском художественном училище. Посещала также парижскую академию Гран-Шомьер (1907). В 1908–1924 жила попеременно в Киеве, Петербурге, Одессе и Москве, до Октябрьской революции 1917 часто заезжая в Париж. В 1908 организовала в Киеве вместе с Д.Д.Бурлюком выставку «Звено»; с тех пор принимала участие в большинстве наиболее значительных экспозиций русского авангарда (выставки «Бубнового валета», «Союза молодежи»; «Трамвай В»; и др.).
  • Перейдя от раннего импрессионизма и фовизма к кубизму и футуризму, последовательно переносила принципы последних в трехмерное, реальное пространство. Этапными в авангардной сценографии явились работы Экстер для Камерного театра А.Я.Таирова (оформление Фамиры Кифаред И.Ф.Анненского (1916) и Саломеи О.Уайльда (1917)), где она предвосхитила принципы конструктивистской «биомеханики», подчиняющей тела актеров единому сверхличному ритму спектакля. В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т.д.), тем самым закладывая основы «ар деко», универсально охватывающего жизнь, но свободного от жесткой социологичности и тотального утопизма постреволюционного «производственного искусства». Вольное игровое начало царит в ее работах 1920-х годов (модели тканей и одежды; оформление спектаклей Камерного, Художественного и других театров; эскизы костюмов к фильму Аэлита Я.А.Протазанова, 1923).
  • Выехав в командировку в Италию, с 1924 осталась за границей, поселившись в Париже. Плодотворно занималась театральным искусством (балетные постановки Б.Г.Романова, Б.Ф.Нижинской и Э.Э.Крюгер, 1924–1930), создавала марионетки, принимавшие вид динамической «скульптоживописи» (1926), детские книжки-картинки (1936–1938), декоративные ширмы и керамику. Большую часть жизни активно преподавала (в собственных студиях в Киеве и Париже, а также в парижской Академии современного искусства и ателье М.Франкетти).
  • Умерла Экстер в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949.
  • © 2005 — 2018 АртКоминтерн
    При использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.