На главную    
    На главную Написать письмо
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
Самохвалов А.Н. 1894–1971
Самохвалов А.Н.
  • САМОХВАЛОВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, русский художник, живописец и график, причудливо соединивший в лучших своих вещах черты модерна и символизма с соцреалистической идейной программой.
  • Родился в Бежецке (Тверская губерния) 8 (20) августа 1894. Учился в Академии художеств до ее закрытия (1914–1918), затем вернулся на родину. Завершал образование в петроградских Свободных художественных мастерских (1919–1923). Среди учителей особое влияние на него оказал К.С.Петров-Водкин, вместе с которым он побывал в Самарканде (1921). Был членом объединений «Круг художников» и «Октябрь». Жил в Ленинграде.
  • Дипломная картина Головомойка (1923, Русский музей), где он стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, близка сюрреализму. Однако Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее (подобно мастерам ОСТа, к которому «Круг художников» был эстетически весьма близок) сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, «соц-заказных» произведениях. Особенно удавались художнику образы «героинь труда и спорта» (Кондукторша, 1928; Девушка в футболке, 1932; обе – там же; Девушка с ядром, 1933, Третьяковская галерея; знаменитая акварельная серия Метростроевки, 1933–1934, в основном – Русский музей) – образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окруженные романтическим ореолом. Успешно выступал также как художник театра и в особенности книги. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого мастера (Наш город, 1927; и др.), но в первую очередь – цикл трагически-гротескных, в полной мере экспрессионистских литографий к Истории одного города М.Е.Салтыкова-Щедрина (1935).
  • Наряду с этим исполнил и большое число всецело триумфально-«тоталитарных» полотен (С.М.Киров принимает парад физкультурников, 1935; Появление В.И.Ленина на Всероссийском съезде Советов (1939; обе картины – в Русском музее); С.М.Киров и И.В.Сталин на Волховстрое, 1950, частное собрание, Лондон; и др.). В поздние годы стремился выразить свой мощный потенциал художника-романтика в автобиографической прозе (книга Мой творческий путь, издана в 1977; повесть В годы беспокойного солнца).
  • Умер Самохвалов в Ленинграде 20 августа 1971.
  • Сосна. Сосна.
    1950
    Холст, масло
    40х32
    Берёзы. Берёзы.
    1955
    Холст, масло
    39х30
    © 2005 — 2019 АртКоминтерн
    При использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.